Станислав Панин, 2023-09-29.
Бронислав Каспар Малиновский (Bronisław Kasper Malinowski, 1884–1942) – антрополог, представитель функционального подхода, известный как автор одной из классических моделей взаимоотношения магии, науки и религии.
Бронислав Малиновский родился в Кракове, принадлежавшем в то время Австро-Венгерской Империи. В 1908 году в Краковском университете он получил докторскую степень по математике, но под впечатлением от работы Фрэзера «Золотая ветвь» увлекся антропологией, которая и стала его основной специальностью. С 1908 по 1910 год работал в Германии под руководством Вундта, а затем переехал в Англию, где сперва учился в Лондонской школе экономики, а затем, с 1922 года, стал там же преподавателем. Последние годы жизни, с 1939 по 1942, Малиновский работал в США в Йельском университете, покинув Европу из-за начавшейся войны.
Малиновскому принадлежит классическая схема разделения магии, науки и религии. Согласно Малиновскому, в первобытном обществе магия и «наука» (под которой Малиновский понимает совокупность рациональных знаний о мире, например, о строительстве каноэ, земледелии, охоте) сосуществуют и решают схожие задачи, относящиеся к области достижения практических результатов. При этом человек, живущий в традиционном обществе, никогда не пользуется только магией или только наукой, но всегда использует их вместе. Например, занимаясь земледелием, туземцы считают в равной мере необходимыми прагматические действия (распахать и засеять поле, пропалывать сорняки) и магические действия (призывание дождя в засуху, жертвы духам для защиты поля от вредителей и т.п.). С точки зрения Малиновского, это связано с тем, что магия исполняет особую функцию, а именно ее предназначение состоит в том, чтобы влиять на фактор, неподконтрольный науке, который можно было бы назвать «удачей».
Аналогичным образом религия, согласно Малиновскому, имеет свои функции в культуре. В отличие от магических обрядов, религиозные обряды «имеют свою цель в самих себе». Их функция состоит в поддержании группового единства и порядка, в сохранении и передаче групповых традиций. Хотя, с одной стороны, магия и наука у Малиновского функционально ближе друг к другу, чем к религии, магия и религия имеют то общее, что они относятся к сфере «Сакрального», в противоположность науке, относящейся к «Мирскому».
Развивая функционалистский подход, Малиновский настаивал на том, что все эти формы культуры существуют в обществе с необходимостью, т.к. каждая из них исполняет определенные важные социальные функции. К примеру, магические ритуалы не просто обусловлены ограниченностью человеческих знаний и возможностей, они, кроме того, исполняют важную функцию: придают уверенность и помогают сконцентрироваться на том, что можно изменить, не беспокоясь о тех факторах, на которые человек не в состоянии повлиять «научными» средствами.
На русском языке
На английском языке
=> [i]
Исходная версия этой статьи была написана в 2015 году в рамках работ по гранту РГНФ №15-33-01342.
text/gemini
This content has been proxied by September (ba2dc).